Интервью Рахмана Халилова журналу «РЖД-Партнер»

30 Ноября 2017

Трубопровод - не помеха

В условиях жесткой конкуренции между железной дорогой и трубопроводным транспортом за нефтепродукты, ОАО «РЖД» теряет высокодоходный груз. Несмотря на сохранение данной тенденции, главным недостатком трубопроводного сообщения остается снижающееся качество сырья при транспортировке. Доставка грузов по магистральному нефтепродуктопроводу действительно имеет ряд конкурентных преимуществ, но, железная дорога обладает несравнимо более разветвленной сетью, соответственно большими возможностями для маневра. Другим значимым плюсом в пользу стальных магистралей является способность транспортировки всех видов нефтепродуктов. О том, как российская экспедиторская компания, которая специализируется в транспортировке нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом, успешно справляется с текущими трудностями в отрасли поделился Рахман Халилов, председатель правления ООО «ИСР Транс».


Рахман Искендерович, одним из направлений деятельности ОАО «РЖД» заявлена задача по привлечению высокодоходных грузов на железнодорожный транспорт. Какой, на ваш взгляд, вариант достижения данной цели является наиболее оптимальным?

 

Для привлечения высокодоходных грузов на железнодорожный транспорт должна применяться гибкая тарифная политика со стороны ОАО «РЖД». На направлениях, где есть высокая конкуренция с альтернативными видами транспорта – трубопроводным, автомобильным и водным, в навигационный период происходит отток данной категории грузов. Такая тенденция связана как с увеличением мощности, так и с ценовыми и скоростными преимуществами альтернативного транспорта.

Железная дорога проигрывает в скорости транспортировки грузов. Установленные нормативные сроки доставки зачастую не выдерживаются. Поэтому и грузоотправители, и грузополучатели дополнительными соглашениями увеличивают и без того завышенные нормативные сроки доставки. Наша компания отмечает, что ОАО «РЖД» проводит политику по привлечению высокодоходных грузов на железную дорогу. Ряду компаний предоставлены понижающие коэффициенты к текущим тарифам, что позволило сохранить объемы и предотвратить уход на альтернативный транспорт. Также увеличивается пропускная способность железнодорожной магистрали, обозначены и принимаются меры по «расшивке» узких мест, идет развитие железнодорожных подходов к морским портам, что увеличит скорость доставки грузов.

 

В условиях высокой конкуренции с трубопроводным транспортом, рынок операторских услуг в сегменте перевозок нефтеналивных грузов требует особого внимания к запросам клиентов. В чем заключаются особенности в выстраивании партнерских отношений с грузоотправителями в этом сегменте?

За долгие годы работы мы с клиентами выстроили прочные партнерские отношения, в которых, естественно, также бывают сложности. Однако нам всегда удается находить взаимопонимание. Это неправда, что в мире большого бизнеса нет места человеческим взаимоотношениям и эмоциям. Наш подход заключается в том, что мы никогда не играем «в одни ворота». Наоборот, прилагаем все усилия, предлагаем оптимальные решения, которые сделают сотрудничество взаимовыгодным, основываясь на понимании интересов обеих сторон.

 

В создании единой логистической услуги при перевозке нефтепродуктов приходится учитывать множество факторов. Благодаря каким инструментам компании удается оптимизировать работу всей логистической цепи, и какую роль в перевозочном процессе играет танкерный флот компании?

Как вы верно подметили, у нас есть свой флот. На текущий момент в арсенале компании три современных танкера класса река-море. Но этого было бы недостаточно, ведь только в связке с железнодорожным транспортом и имеющимися мощностями по перевалке, возможно предоставить грузовладельцам единый комплекс логистических услуг, минимизировать простои и, в итоге, сэкономить деньги клиента. Контроль всех сегментов существенно упрощает процесс доставки нефтепродуктов. 

 

Проблема изношенности парка цистерн на сети обсуждается уже не первый год. Как задачу по модернизации специализированного подвижного состава решают в «ИСР Транс»? 

Мы с большим вниманием относимся к этой проблеме и тщательно следим за степенью изношенности парка цистерн. По мере необходимости происходит списание физически и морально устаревшего подвижного состава. Взамен компания приобретает современные нефтеналивные цистерны и танк-контейнеры для перевозки химических грузов, а наличие собственных филиалов в Нижнем Новгороде, Орске и Краснодаре позволяет контролировать качество их последующего ремонта. Такой подход позволит нам минимизировать издержки от эксплуатации подвижного состава.

 

Какие вы видите перспективы в перевозке грузов универсальным подвижным составом?

Мы начали оказывать транспортно-экспедиторские услуги по перевозке грузов в универсальном составе в 2014 году. Для оказания данных услуг мы привлекаем  соисполнителей – АО «Новая перевозочная компания», ООО «Грузовая компания» и других экспедиторов. В портфеле компании контракт с ПАО «Русский уголь», на текущий момент ежегодный грузооборот составляет около 1,2 млн т. Разумеется, мы заинтересованы в наращивании объёмов и привлечении новых клиентов по данному направлению

 

Уделяет ли компания внимание мультимодальным перевозкам контейнерных грузов?

Я верю, что будущее именно за контейнерными перевозками. У компании заключен долгосрочный договор с ООО «Саратоворгсинтез» на оказание услуг по перевозкам нитрила акриловой кислоты в танк-контейнерах на внутренний рынок и в направлении экспорта. Услуги оказываются на основе единой комплексной ставки, в составе которой величина вагонной составляющей сохраняется неизменной на протяжении пяти лет.

Рынок танк-контейнерных перевозок - потенциальный лидер, и мы планируем и далее стремительно развивать это направление бизнеса.

 

Какие возможности технического сопровождения клиентских услуг используются в вашей компании? Какие проекты сейчас находятся в портфеле компании?

Наличие новейшего технологического обеспечения для нашей компании является абсолютной нормой. Мы способны контролировать подвижной состав в on-line режиме и оперативно принимать меры по оказанию услуг по доставке грузов в срок с минимальными затратами.

 

Каким вы видите развитие рынка транспортно-экспедиторских услуг, каковы тенденции перевозок нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом на краткосрочную и среднесрочную перспективы?

В год 20-летия нашей компании мы планируем выйти на объем грузоперевозок свыше 20 млн. т. Что касается тенденций перевозок нефти и нефтепродуктов в среднесрочной перспективе, то возможно сокращение объемов перевозок дизельного топлива после введения в строй нефтепродуктопроводов «Север» и «Юг».

Перед нефтяными компаниями поставлена задача к 2020 году увеличить глубину переработки нефти до 90%, что приведет к расширению ассортимента нефтепродуктов высокого качества и увеличению объемов их производства. Сохранение исходных характеристик нефтепродуктов возможно только при перевозках в цистернах, без смешения в трубопроводе. Таким образом, железная дорога сможет вернуть часть грузов и в среднесрочной перспективе баланс сохранится.

РЖД-Партнер, №22-2017